Караваева
ВАЛЕНТИНА КАРАВАЕВА
(21 мая 1921г - январь 1997)
Валентина родилась 21 мая 1921года в Вышнем Волочке. В 1936 году окончила восьмилетнюю школу и получив аттестат поехала в Москву. Здесь она поступает в "Мастерскую киноактеров"Мосфильма".
В начале сороковых Юрий Райзман (один из педагогов Мастерской) ставит фильм "Машенька", где главную роль исполняет Валентина.
Одна ослепительная роль и после - признание, известность, поклонники. Валентина получает Сталинскую премию, а ведь ей всего 22 года.
А потом произошла трагедия. Ю.Райзман приглашает Караваеву на главную роль в его новом фильме "Небо Москвы". Валентина едет на съёмки, но попадает в аварию. Чудовищная травма, изуродовала ее до неузнаваемости. На несколько месяцев Валентина прикована к постели. Хирург собрал её по кусочкам, учил заново движениям. Потом признание, что детей иметь не сможет. Далее - пластические операции, в результате которых остался только один шрам - от уха до рта. Вновь - месяцы лечения, теперь уже в госпиталях, вместе с ранеными бойцами, которые узнавали ее, несмотря на остриженную наголо голову и забинтованное лицо. Узнавали "по глазам", как они говорили. И поддерживали ее своею верой в нее, ее будущее. Убрать этот шрам так и не удальсь, но Валентина не закончила на этом карьеру актрисы. Она продолжала надеяться и бороться.
Караваева поступает в актёрскую бригаду.
В 1945 году Валентина выступает на концерте для союзников, исполняя американские и французские шлягеры. На ужине после концерта она познакомилась с английским дипломатом Чапменом. Они поженились и уехали в Англию. Две заграничные пластические операции так и не справились со шрамом, с годами он проявлялся все сильнее и сильнее.
Через два года Чапмен погибает в катастрофе. Валентина прожила за границей всего 5 лет и ...вернулась, отказавшись от наследства мужа.
Что побудило вернуться её на родину? Вот отрывок из письма Караваевой к Фурцевой от 5 марта

55-го года:
"В 50-м году я вернулась на Родину из-за границы, потому что любовь к родной земле и душевная жажда отдать свое творчество именно родной земле - они оказались сильнее всех "обольщений" комфортабельного буржуазного, эгоистического существования..."
Родина встретила Валентину ссылкой на Валдай.
Февраль 51-го. Караваева посылает в "Новый мир" свою рукопись о западной жизни "Мир, где нет завтра" и получает отказ.
54-й год. Валентина отправляет на "Мосфильм" свою сценарную заявку "Они не забыли", продолжение "Машеньки" и снова - отказ.
Тогда же, в середине 50-х, она выпивает яд и чудом, пережив клиническую смерть, выкарабкивается.
Валентине 36 лет, она живет в крошечной квартире, в полном одиночестве, ей выплачивают пенсию по инвалидности.
В 57-м Караваева устроивается в театр им. Пушкина, а затем и в штат киностудии им. Горького, где долгие годы зарабатывает дубляжом.
Она играла вторые роли в театре,умело гриммируя лицо, ездит с гастролями по стране. Единственная крупная роль, которую Караваевой удалось сыграть в театре - Нина в "Чайке"
театра Моссовета.
Валентина уже тогда была странной. Все как на подбор рассказывают, какой неуживчивой, вздорной и бескомпромиссной она была, подтверждая при этом: актрисой от Бога. Они знали, что она делает все, как следует делать. Они не могли так, но уважали ее, которая могла. Но в "Чайке" Валентина была недолго, уже через два спектакля она со всеми поругалась, и ее с роли сняли. А воспоминаниями об этой работе остались рецензии, где сказано, что игра актрисы "предрекала рождение новой Комиссаржевской".
В 75-м у Караваевой всего один дубляж. Но она так и не научилась отчаиваться и в 76-м пишет очередное письмо в "инстанции", на этот раз прямо в ЦК КПСС с просьбой поднять ей актерскую категорию и помочь "полностью отдать обществу творческие силы". Ответа не последовало.
К концу 70-х Караваева вовсе перестает дублировать. Она, одинокая и всеми забытая ушла в свой мир.
Январь 1997год. Блочный дом недалеко от станции метро "ВДН" капитально затопило. В ЖЭК поспешили все, кроме единственной старушки, которую в очередной раз заподозрили в потопе. Дверь её квартиры взломали.
Соседи "увидели" женщину с выбеленным гримом лицом, на котором еще угадывалась былая красота, несмотря на перетягивающий щеку здоровенный шрам. Одетая в старинное нездешнее платье, она, уже несколько дней мертвая, лежала на пути к входной двери. Пол, потолок и стены комнаты были обиты черной тканью. В комнате был повешен занавес,
маленькая сцена из досок, кулисы, рампа, у другой стены стоял штатив с кинокамерой. В стоячей затопившей квартиру канализационной воде плавали полуистлевшие наряды неземной красоты и драгоценности небывалой стоимости. Кухня превращена в грим-уборную. Где-то в комнате валялась слепленная из папье-маше фигура чайки, огромная, но увидели ее не сразу. Потому что всё: пол, диван, подоконники , было завалено скрученной, запыленной кинопленкой.
А вот что вспоминает кинорежиссер Георгий Параджанов, попавший в квартиру Караваевой через некоторое время после ее смерти, заручившись разрешением Гильдии киноактеров и напутствием домового смотрителя: "Идите туда сами, мы в эту квартиру не войдем. Идите, и все сами увидите". "Фантазия наша бедна, чтобы представить, что я там увидел. Ее квартира... Мусорная свалка или бомжатник - это Версаль по сравнению с тем, что там было. Я растерялся, не знал, что мне делать... Пытался хоть что-то найти. Там , представляешь, даже не было унитаза. Вся квартира пропахла сыростью. Оказывается, многие годы ее заливали какие-то соседи, а ЖЭК сваливал на нее, говоря, что она якобы забивает чем-то унитаз и поэтому всех заливает. Огромное количество непонятных бумаг... Большие кожаные чемоданы, покрытые плесенью, вспухшие от сырости. В этих чемоданах что-то оставшееся от ее шуб (их было у нее 12). Они рассыпались у меня в руках. Я поднимал пласты рукописей, записей, которые в руках разваливались, сыпались, как труха. И из них вылетала белая полупрозрачная мошкара... Абсолютная мистика!.. Когда я оттуда ушел, я обнаружил, что выронил там все свои документы. Это было ужасно, я чуть не плакал, потому что понял, что найти их там будет совершенно невозможно. Я вернулся, начал искать, и, знаете, произошла просто мистическая вещь. Пнул в сердцах какую-то папку, она подлетела, я нашел документы, а под ними был такой конвертик. Открыл его и прочитал маленькое стихотворение. Она его написала после попытки самоубийства, в больнице. Оно звучит у меня в фильме.
Я поставил себе цель обязательно снять фильм..."
И он снял фильм "Я - чайка" посвящённый актрисе Валентине Караваевой. Параджанов сумел разобрать пленки. На всех оказалась хозяйка, в одной и той же мизансцене, одной декорации, практически в одной и той же позе. Параджанов сумел отреставрировать пленку, смонтировать ее, свести с найденными в квартире аудиокассетами. Оказалось, в течение 30 лет Караваева снимала саму себя. Ролей всего несколько: Нина Заречная, Анна Каренина, Кармен, Раневская, Гедда Габлер. Фантастически читала стихи Ольги Берггольц, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой. Она снимала, проявляла, отсматривала, меняла интонации, смещала акценты, играла и снимала снова и снова.
Километры 16-миллиметровой плёнки, на которую Караваева снимала саму себя - основной материал фильма. На одних кадрах ей чуть-чуть за 40, на других - хорошо под 70. Монтаж
создает ощущение, что актриса стареет на протяжении одного и того же монолога. Замогильный голос, болезненная мимика, заученные взмахи рук.
"Я сделал картину о том, как человек выживал в условиях абсолютного одиночества. Одни сходят с ума, другие спиваются, третьи вешаются. Есть масса способов уйти от жизни. Валентина Караваева каждый день реанимировала себя сама" - говорит Г.Параджанов.
Она прожила идеальную по форме жизнь. Счастливую в юности, запутанную в молодости, трагичную в зрелости и рутинную, помутненную в старости.
...А всей правды о Валентине Ивановне Караваевой не узнает никто. Она постаралась унести с собой секрет своей жизни.

P.S. Из письма к Сулхану от 15 мая 52-го года. Караваевой - всего 31 год:
"...Береги свою душу, уважай ее, уважай себя и других. Из всего, что я успела узнать о жизни, мне ясно одно, что смысл жизни, ее сила и ее главное - добро, честность, свет, правда. Она порождает, конечно, и феноменов, и уродов, и ублюдков, и калек, и неискренних негодяев, но, как Тарас Бульба своего сына Андрея убил своей же рукой, так и жизнь неумолимо убьет своих неудачных выродков".


Караваева



Караваева
Кадр из фильма "Я - чайка"




Другие судьбы:


материалы взяты с сайта "Общая газета"


Hosted by uCoz